ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ
С учетом того, что в настоящее время идет комплектование муниципальных общеобразовательных организаций, разъясняем требования законодательства о добровольных пожертвованиях и предлагаем родителям информировать органы прокуратуры о любых фактах, свидетельствующих о навязывании родителям заведующими детскими садами и администрацией школ предложений об оказании благотворительной помощи.
В целях упорядочения привлечения муниципальными образовательными учреждениями городского округа дополнительных финансовых средств за счет добровольных пожертвований утверждено постановление администрации Борисоглебского городского округа от 22.12.2017 № 3502 «О мерах по недопущению незаконных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников муниципальных образовательных организаций Борисоглебского городского округа Воронежской области.На основании п. 1.1 указанного постановления администрации руководителям муниципальных образовательных организаций Борисоглебского городского округа указано не допускать неправомерных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников, принуждения со стороны работников этих организаций и родительской общественности к сбору денежных средств, внесению благотворительных взносов; размещать ежегодно публичные отчеты о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств на сайтах муниципальных образовательных организаций Борисоглебского городского округа Воронежской области.
Несмотря на это, прокурорскими проверками ежегодно выявляются факты привлечения общеобразовательными организациями дополнительных финансовых средств за счет добровольных пожертвований родителей, в том числе в настоящее время поступают обращения граждан.
Статья 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» определяет благотворительную как добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
На основании статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвования могут делаться образовательным учреждениям, и на принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия. Однако пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению и юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
Между тем, прокурорскими проверками выявлены факты внесения родителями пожертвований для фонда развития образовательных организаций в массовом порядке и в одном и том же размере каждый месяц. В составляемых договорах благотворительного пожертвования содержатся требования, свидетельствующие о нарушении порядка приема пожертвований образовательным учреждением (целевым назначением и на расчетный счет). При заключении договоров нарушается принцип «добровольности» пожертвований, что является по сути скрытой формой поборов с родителей.
Кроме этого, к нарушениям законодательства относятся и составление разовых договоров пожертвований на различные суммы на такие нужды учреждения, как приобретение кроватей или раскладушек, комплектов постельного белья, подписку на периодическую печать, методическую литературу, приобретение кружек, тарелок, скоросшивателей, оплату услуг по метрологии и аттестации оборудования, услуг охраны, интернет–услуг и другие незаконны, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации образовательные организации должны обеспечиваться бюджетным финансированием.